«Евгений Онегин» с прибалтийским акцентом. (Часть II)

 

В спектакле Туминаса на сцене два Онегина (Виктор Добронравов и Сергей Маковецкий) и два Ленских (Василий Симонов и Олег Макаров). Четыре актера играют два персонажа. И эта режиссерская находка, на мой взгляд, очень удачна. Онегин – Добронравов - холоден, безжалостен, ухожен. Глядя на него, сразу же вспоминаешь слова Пушкина про лондонского денди. Рядом с ним Онегин – Маковецкий -более зрелый и опытный. Два Евгения в одном спектакле – это объяснимо, это две стороны человека, которого Пушкин сравнивал с Чайльд-Гарольдом (очень модный в те времена персонаж Байрона – разочаровавшийся в жизни молодой человек), добавляя, что он: «…к жизни вовсе охладел… Ничто не трогало его, не замечал он ничего».

И здесь все понятно зрителю: Добронравов – это то, что видят современники Онегина – молодого, элегантного светского человека и Маковецкий – это то, что скрыто от взора людей – душевная усталость, скука, разочарование в жизни.

Два Ленских на сцене – один немного смешной, обладатель «духа пылкого и довольно странного» и «всегда восторженной речью».

Второй – «поклонник Канта и поэт», получивший образование в университете в Германии. Они тоже делят между собой текст, произносимый Ленским на сцене. Конечно, это деление очень условно, ведь на самом деле речь идет об одном человеке.

Два Ленских и два Онегиных на сцене помогают решить задачу неоднозначности этих натур, подвести зрителя к трагедии, которая приведет к гибели одного из них. Монологи и диалоги этих героев построены талантливо, с большим тактом и уважением к словам Пушкина.

Ольга Лерман в роли Татьяны мила и безыскусна, хотя ей, на мой взгляд, не хватает индивидуальности. В отношении Ольги проблему индивидуальности решили просто: заставили несчастную Марию Волкову таскать аккордеон на протяжении всего спектакля. Она не расставалась с ним ни на минуту, даже когда ложилась спать. Именно по аккордеону она страдала больше, чем по поэту Ленскому.

Судьба Ольги в спектакле решена жёстче, чем у Пушкина. Он был более милосерден: «Не долго плакала она… Улан умел ее пленить, улан любим ее душою»... Но для спектакля Туминаса это было бы слишком просто. Поэтому, на фоне слов Пушкина о легкомыслии Ольги на сцене происходит душераздирающее действо: два дюжих мужика отрывают от горестно рыдающей Ольги аккордеон (думаю, половина зала облегченно вздохнула, т.к. этот аккордеон просто осточертел), подталкивают к статично стоящему на сцене улану и несчастные молодожены (Ольга продолжает заливаться слезами)удаляются за кулисы.

Продолжение...

 

TEXT.RU - 100.00%

Комментариев нет