Школа в Ясной Поляне.

Школа Красная поляна

В 1850 году молодой Лев Толстой, только что закончивший Московский университет, приезжает в родовое имение Ясная Поляна. Здесь он, желая скорее сеять разумное, доброе, вечное, открывает школу для крестьянских детей во флигеле своего дома. Опыта еще нет, но есть любовь к детям и душевная щедрость! Этот первый педагогический опыт продолжался недолго. Весной 1851 года Лев Толстой поступает на военную службу. Но все тяготы военного времени, все перипетии Крымской кампании не заглушили в нем желания просвещать.

Выйдя в отставку после Крымской войны, Лев Толстой возвращается в свое имение и возобновляет работу в открытой им школе. Двигаясь буквально на ощупь, методом проб и ошибок, Лев Николаевич пытается сделать процесс обучения интересным и приятным для детей.

Школа Красная поляна Лев Толстой

В поисках верного пути он изучает педагогический опыт прошлого, читает книги философов эпохи Просвещения, размышляет над ними. В 1857 и в 1860 годах Толстой путешествует по странам Европы с целью познакомиться с разными системами обучения. Увиденное привело его в ужас. То, что называлось тогда европейскими школами , никак не соответствовало требованиям Толстого.

Хотите знать, какой увидел он европейскую систему обучения? Почитайте роман Ч.Диккенса «Жизнь и приключения Николаса Никльби». Ярко, остро, зрелищно!

Все это утвердило его в правоте собственного, с трудом намеченного пути.

Вернувшись домой, в Ясную Поляну, Толстой открывает свою школу на совершенно иных принципах.

Лев Толстой учитель

Его школа для крестьянских детей была подлинно новаторской. Начать с того, что единственно доступными для крестьян науками была азбука и закон божий. Предполагалось, что большее крестьянские дети осилить нк е смогут, да и этого вполне достаточно. Яснополянская школа Льва Толстого была первой полноценной школой для крестьян. И преподавание было ориентировано на потребности детей, на их восприятие, на личностную свободу ученика. Уроки должны были прежде всего приносить удовольствие. Ученик, уходя после уроков домой, должен был с радостью ждать завтрашнего дня и новой встречи с науками – таков был основной принцип педагогической системы Льва Толстого.

В первые же месяцы учеников в школе стало столько, что пришлось пригласить на помощь других учителей. И Толстой тщательно отбирал себе в помощники людей, которые понимали его систему и следовали ей.

Школа Красная поляна ученики

Учебный день начинался в 8 или 9 часов утра и продолжался до полудня. Час перерыва на обед и отдых, а потом еще 3-4 часа занятий. Если ученик устал или срочные дела, то он мог спокойно уйти даже посреди урока. Домашних заданий в яснополянской школе не было. Урок шел в форме беседы. Беседа плавно перетекала от одной темы к другой. Чтение и письмо сменялось арифметикой, историей и законом Божьим. Могли подниматься и темы географии и естествознания. Между делом учащимся предлагалось и порисовать, и попеть!

По возрасту и своей подготовке учащиеся делились на три группы. Сам Лев Николаевич проводил уроки в старшей группе по математике, физике и истории. Важным отличием от существующей в то время системы обучения была опора яснополянской методики на жизненный опыт и навыки крестьянских детей. Весь педагогический состав школы привык относиться к этому опыту с большим уважением.

Школа Красная поляна ученики

К сожалению, яснополянская школа в преддверии крестьянской реформы 1861 года привлекла к себе слишком пристальное внимание официального просвещения. Опыт графа Толстого был признан вредным и опасным. В 1862 году яснополянскую школу пришлось закрыть.

Но дети, которым посчастливилось здесь учиться, навсегда запомнили эти годы, как счастливое время своей жизни!

TEXT.RU - 100.00%


Комментарии:


  • Наталия Шевчук
    2014-09-18 20:42:24
    Да, хорошая школа была, домашних заданий не было, это точно нравилось ученикам!